О факторинге

Факторинг – финансовая услуга, оказываемая факторинговой компанией или банком за вознаграждение поставщику, которая заключается в выплате финансирования компании под уступку его прав денежных требований, возникших по поставкам с отсроченным платежом.

На практике существуют следующие виды факторинга:

  • покупка фактором платежных требований кредитора по отношению к заемщику;
  • предоставление фактором кредитору комплекса услуг, которые кроме переуступки права востребования долгов включают в себя ведение бухгалтерского учета по этим требованиям, анализ информации о финансовом положении должников, обеспечение страхования кредитных рисков, рекламные, складские, транспортные, консультационные и юридические услуги.

В факторинговых операциях участвуют три стороны:

  • фактор (факторинговая компания или факторинговый отдел банка) – специализированная организация, получающая счета-фактуры у своих клиентов (кредиторов, поставщиков);
  • клиент (кредитор, поставщик товара);
  • заемщик (предприятие) – фирма-потребитель товара.

В начальный момент времени факторинговая компания выплачивает клиенту до 80%–90% всей суммы счета, который подлежит оплату, а остальные денежные средства за вычетом вознаграждения фактора возвращен после погашения дебитором-должником всей суммы долга.

За операции по востребованию долгов фактор (банк или компания) взимает с клиента:

  • факторинговую комиссию, ее размер зависит от суммы долга (чем сумма больше, тем процент может быть меньше), степени риска и объема необходимой посреднической работы.
  • ссудный процент с ежедневного остатка выплаченного клиенту аванса против инкассированных счетов. Процент взимается со дня выдачи аванса до дня погашения задолженности.

Факторинговые операции подразделяются на внутренние и международные, открытые и закрытые, с правом и без права регресса, прямые и косвенные (регресс предполагает, что в случае, если дебитор откажется от выплаты задолженности, фактор вправе потребовать от клиента возврата суммы выплаченного финансирования с учетом факторинговой комиссии).

Факторинговые операции классифицируются как внутренние, если поставщик, покупатель и фактор-фирма находятся в одной стране, и международные, если какая-то из трех сторон находится в другом государстве.